Транспортные расходы в налоговом учете


транспортные расходы в налоговом учете

Доставка товара до склада торговой компании

Когда торговая организация учитывает расходы на доставку приобретаемых товаров до собственного склада как косвенные расходы, она допускает ошибку. Готовьтесь к претензиям со стороны проверяющих. И надеяться на то, что суд вас поддержит, не стоит. Так, однажды довольно крупная торговая компания списывала все транспортные расходы, связанные с доставкой товара до своего склада, без оглядки на остатки нереализованных товаров. В результате сумма завышения прямых расходов составила за 2 года более 10 млн руб. И суд с инспекцией согласилсяПостановление ФАС ЗСО от 04.09.2013 № А03-12862/2012. А для организации это был весьма дорогой урок.

В другой спорной ситуации организация не вела раздельный учет разных видов транспортных расходов, не распределяла их на прямые и косвенные. В результате чего уменьшила «прибыльную» базу на транспортные расходы по доставке товара до своего склада, относящиеся к нереализованному товаруподп. 3 п. 1 ст. 268, ст. 320 НК РФ. Суд поддержал инспекцию в том, что спорные транспортные расходы относятся к прямым, поскольку они не включены в цену приобретения указанных товаров, а следовательно, их надо было распределять по методу среднего процентаПостановление АС ПО от 26.10.2015 № Ф06-1997/2015.

Транспортные расходы по методу среднего процента можно обособленно распределять по различным группам покупных товаров. Однажды суд признал, что закрепленная в организации подобная методика не противоречит ст. 320 НК РФПостановление АС МО от 30.03.2015 № А40-114788/2014.

Иные споры по транспортным расходам

Минфин давным-давно признал, что транспортные расходы на доставку товаров до покупателей и на перевозку уже оприходованного товара с одного своего склада на другой можно учитывать как косвенные расходыПисьмо Минфина от 29.11.2011 № 03-03-06/1/783. Однако споры по этому вопросу продолжаются до сих порПостановления 4 ААС от 04.03.2015 № 04АП-284/2015; ФАС МО от 24.07.2013 № А40-110865/12-20-572; ФАС ПО от 02.10.2013 № А57-21129/2012. Хорошо, что побеждают в них, как правило, налогоплательщикиПостановления 19 ААС от 17.12.2015 № А64-3486/2015; АС ВВО от 15.04.2015 № Ф01-1103/2015.

Однажды суд рассматривал такую ситуацию: торговая организация определяла стоимость одной части покупных товаров без учета затрат на доставку, а другой — с учетом затрат на транспортировку. Транспортные расходы, не включенные в стоимость покупных товаров, распределялись по методу среднего процента (как это и закреплено в Налоговом кодексе)ст. 320 НК РФ. Однако при таком распределении участвовала только стоимость тех товаров, в стоимость приобретения которых транспортные расходы не включались. Инспекция обратила внимание на то, что торговая фирма не вела раздельный учет товаров, в стоимость которых были включены транспортные расходы, и товаров, в стоимость которых эти расходы не были включены. И пересчитала транспортные расходы, относящиеся к реализованным товарам, учитывая все без исключения покупные товары. В результате получилось, что признанные транспортные расходы завышены, а база по налогу на прибыль занижена. Однако суд встал на сторону организации, согласившись с представленным расчетом среднего процента транспортных расходовПостановление АС ПО от 29.01.2015 № Ф06-18998/2013.

Споры вызывает и порядок отражения транзитных транспортных расходов. Так, один из судов указал, что затраты на транспортировку реализованных обществом товаров со складов поставщиков напрямую до складов покупателей (транзитная поставка) учитываются в составе косвенных расходов. Он не согласился с доводом инспекции, что такие расходы должны быть прямыми. Ведь они не являются расходами на доставку покупных товаров до складов обществаПостановление ФАС МО от 24.07.2013 № А40-110865/12-20-572. Есть аналогичные решенияПостановления ФАС ПО от 02.10.2013 № А57-21129/2012; 1 ААС от 20.04.2015 № А43-7277/2014.

Однако имеет право на жизнь и другой подход — организация доказала, что транспортные расходы на транзитные поставки можно учитывать как прямые. А при расчете среднего процента транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, можно учитывать в числе прочего и стоимость «транзитных» товаров. Инспекция сочла такой расчет неверным, сделала перерасчет, исключив стоимость транзитных товаров, и пришла к выводу о занижении среднего процента и, как следствие, к выводу о завышении списанных прямых расходов. Суд с ней не согласился и указал, что в НК нет ограничений, не позволяющих учитывать при определении среднего процента стоимость товаров по транзитным поставкам (минуя склад общества)Постановление ФАС СЗО от 21.04.2014 № А44-3806/2013.

***

Пропишите все применяемые вами методы распределения расходов в учетной политике и, если нужно, ведите раздельный учет. Тогда будет меньше поводов для споров с налоговиками.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Налог на прибыль»:

2019 г.

2018 г.

2017 г.

Налоговый учет транспортных расходов

Порядок отражения транспортных расходов в налоговом учете зависит непосредственно от условий договора с поставщиком. Согласно статье 320 НК РФ суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров относятся к прямым транспортным расходам в том случае, если эти расходы не включены в цену приобретения товаров. В учете поставщика порядок отражения транспортных расходов зависит от условий заключенного договора (см. табл. 1 на с. 48).

Транспортные расходы, связанные с реализацией товаров, при исчислении налога на прибыль признаются косвенными. Они списываются полностью в том периоде, в котором были реализованы товары (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). В декларации по налогу на прибыль[1] такие расходы учитываются по строке 100 как прочие расходы.

Распределение прямых транспортных расходов

Налоговым кодексом предусмотрен единственно возможный порядок списания транспортных расходов в уменьшение прибыли. Независимо от принятого в бухгалтерском учете способа отражения транспортных расходов в целях налогообложения расходы на доставку товаров подлежат распределению на остаток товаров на складе.

Сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в таком порядке:

1) складываем сумму прямых транспортных расходов, приходящуюся на остаток товаров на складе на начало месяца, и сумму прямых транспортных расходов, осуществленных в текущем месяце;

2) складываем стоимость реализованных товаров в текущем месяце и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца;

3) рассчитываем средний процент транспортных расходов как отношение показателя, рассчитанного по пункту 1, к показателю, подсчитанному по пункту 2;

Таблица 1. Налоговый учет транспортных расходов по доставке товаров в зависимости от условий заключенного договора

Условия договораВ учете поставщикаВ учете покупателяПоставщик обязан доставить товар на склад покупателя.

Транспортные расходы поставщика включены в цену товара.

Обязанность покупателя оплатить транспортные расходы отдельно не оговорена.

Право собственности на товар переходит после его доставки на склад покупателя

Доход от оказания транспортных услуг отдельно не отражаетсяПрямые расходы по доставке товара не формируются, даже если продавец отразил сумму транспортных расходов в первичных документах отдельной строкойПоставщик обязан доставить товар на склад покупателя, а покупатель — оплатить стоимость товара и доставки (стоимость доставки в договоре не указана).

Переход права собственности на товар происходит в момент его отгрузки со склада поставщика

Отдельно отражается доход от оказания транспортных услуг, так как право собственности на товар перешло к покупателю в момент отгрузки товара со склада поставщика. Продавец обязательно выделяет сумму транспортных расходов в первичных документах отдельной строкой или в отдельном документеФормируются прямые расходы по доставке товара.

Сумма транспортных расходов текущего периода, связанных с приобретением товара, распределяется на остаток товара на складе

По условиям договора поставщик обязуется доставить товар, а покупатель — возместить поставщику фактически транспортные расходы осуществленные сверх цены на товар.

Переход права собственности происходит в момент поступления товаров на склад покупателя

Поставщик в данном случае помимо продажи товара оказывает покупателю услуги по транспортировке. Отдельно отражается доход от оказания транспортных услугТранспортные расходы по условиям договора оплачиваются сверх цены товара. Соответственно сумма транспортных расходов у покупателя формирует прямые расходы по доставке товара 4) определяем сумму прямых транспортных расходов, относящуюся к остатку товаров на складе. Это произведение среднего процента транспортных расходов и стоимости остатка товаров на складе на конец месяца.

Распределение прямых транспортных расходов на остаток товаров на складе можно представить в виде формулы

Тост = (Тн + То) : (Со + Сост) х !Сост,

где Тост — сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на складе;

Тн — сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров на складе на начало месяца;

То — сумма прямых транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце;

Со — стоимость товаров, реализованных в отчетном месяце;

Сост — стоимость остатка товаров на складе.

Заметим, что согласно статье 320 НК РФ прямые транспортные расходы распределяются на остаток товаров на складе. Как видим, из расчета выпала стоимость отгруженных, но не реализованных товаров. Это противоречит общей норме пункта 2 статьи 318 Кодекса, согласно которой прямые расходы распределяются на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном периоде продукции.

А надо ли распределять транспортные расходы на остаток отгруженных, но не реализованных товаров? По этому вопросу существуют две позиции.

Сторонники одной точки зрения считают, что нормы статьи 320 НК РФ являются специальными. Они предназначены исключительно для организаций, занимающихся торговой деятельностью. То есть организации, занимающиеся торговлей, должны руководствоваться именно этими нормами и не распределять прямые транспортные расходы на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров.

Но некоторые специалисты не согласны с такой позицией. По их мнению, фразу «на остаток товаров на складе» надо трактовать шире. А именно: как любой склад, на котором находятся товары налогоплательщика, а не только его собственный. Поэтому распределять транспортные расходы надо на остаток товаров на складе, на реализованные товары, а также те, которые отгружены, но не реализованы. Транспортные расходы, распределенные на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров, учитываются не в месяце распределения, а позже, когда товары будут реализованы, то есть произойдет переход права собственности. Правомерность этой позиции подтверждается тем, что именно такие поправки в статью 320 НК РФ сейчас рассматриваются в Госдуме.

ПРИМЕР 1

Организация в июле 2004 года реализовала товары, покупная стоимость которых составляет 2 000 000 руб. На складе осталось товаров на сумму расходами.

Нюансы налогового учета транспортных затрат

Несколько иначе происходит распределение ТР на прямые и косвенные в налоговом учете (далее — НУ).

Прямые ТР включаются в себестоимость товаров (продукции) и списываются в состав затрат при налогообложении прибыли в момент их реализации покупателю. А косвенные — в момент возникновения в текущем месяце без привязки к продажам (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Перечень прямых транспортных затрат не регламентирован нормами НК и определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании отраслевых нормативных актов и особенностей технологического процесса. Утвержденный список ТР необходимо зафиксировать в налоговой политике компании.

Порядок формирования налоговой политики — в статье «Как составить налоговую политику организации».

Соответственно, налогоплательщику выгоднее учесть максимальную сумму ТР в составе косвенных расходов и списать их сразу по мере поступления. Но чтобы правильно отнести ТР к прямым или косвенным расходам, необходимо обратить внимание на то, с какой стадией производства или продажи они связаны. То есть суметь обосновать причину отнесения затрат, в том числе и транспортных, к косвенным в каждом конкретном случае (письмо Минфина РФ от 24.02.2011 № КЕ4-3/[email protected]).

Например, сумму трат по доставке сырья, материалов или товаров для перепродажи на собственный склад компания должна включить в состав прямых расходов. А сумму затрат на доставку готовой продукции или товаров покупателю может учесть в числе материальных издержек на основании подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ. К перечню прямых эта статья затрат не относится (ст. 318 НК РФ), поэтому налогоплательщик вправе самостоятельно определять, к какому виду издержек (прямых или косвенных) ее отнести (письмо Минфина РФ от 13.11.2010 № 03-03-05/251). То есть сумму транспортно-заготовительных затрат на доставку ТМЦ от продавца до склада предприятия должны учитывать в их себестоимости и списывать по мере реализации продукции или товаров, а транспортные издержки, участвующие в последующей части рабочего цикла (перемещение, реализация и т. д.) учитываются в качестве расходов на продажу и списываются ежемесячно.

При этом сумма прямых ТР в торговых фирмах распределяется по итогам месяца по среднему проценту между проданными и оставшимися ТМЦ. Для расчета можно воспользоваться следующими формулами:

НТТР = ОТ × Ср % ТР;

Ср % ТР = (ОТР + ТТР) / (ТС/с + ОТ) × 100%;

ТРсп = ОТР + ТТР – НТТР,

где:

НТТР — транспортные издержки по нереализованным ТМЦ;

ОТ — остаток ТМЦ на конец месяца;

Ср % ТР — средний процент транспортных затрат;

ОТР — транспортные издержки на остаток ТМЦ на начало месяца;

ТТР — транспортные затраты в текущем месяце;

ТС/с — себестоимость ТМЦ, реализованных в расчетном месяце;

ТРсп — сумма транспортных расходов к списанию.

Производственные компании для определения сумм ТЗР, подлежащих списанию, рассчитывают процент затрат к общей сумме ТМЦ по формулам:

%ТЗР = (ТРнач + ТРтек) / (Мнач + Мтек) × 100;

ТЗР = Мсп × % ТЗР,

где:

% ТЗР — процент транспортно-заготовительных расходов к списанию;

ТРнач — транспортные издержки на начало месяца;

ТРтек — транспортные затраты, полученные в текущем месяце;

Мнач — начальный остаток материалов;

Мтек — сумма поступивших материалов в течение месяца;

Мсп — материалы списанные.

Такой порядок списания ТЗР приведен в п. 87 Методических указаний по бухучету МПЗ, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 №119н.

Таким образом, чтобы свести налоговые риски к минимуму, стоит заранее определиться с перечнем прямых затрат в бухгалтерском и налоговом учете (в т. ч. в учетной политике). Минфин РФ против этого не возражает (письмо от 29.12.2011 №07-02-06/260). Однако требует, чтобы ТР были не только экономически обоснованы, но и подтверждены корректно заполненными первичными документами.

Влияние условий договора на организацию налогового учета расходов на транспорт по транспортировке продукции (товаров)

Содержание договорных условийОтражение расходов на транспорт в учете поставщикаОтражение расходов на транспорт в учете покупателяВ обязанности поставщика товаров входит доставка их на склад покупателя. Расходы на транспорт учтены в стоимости продукции (товаров).

Обязательства покупателя по оплате расходов на транспорт отдельно не оговорены.

Собственник приобретает право на товар после того, как он окажется на складе покупателя

Доход, полученный от оказания услуг по доставке транспортом, не отображается отдельноНе формируются прямые расходы по доставке продукции, даже в том случае, когда продавец указал размер расходов на транспорт отдельной строкой в первичных документахВ обязанности поставщика входит доставка приобретенной продукции покупателем на его склад, а в обязанности покупателя входит оплата в полном объеме стоимости продукции и транспортных расходов на ее доставку (величина стоимости доставки товара в условиях договора не прописана). Право собственности на продукцию покупатель приобретает с момента ее отгрузки со склада продавца (поставщика).Доход от оказания услуг по доставке продукции отображается отдельно, поскольку товар стал собственностью покупателя в тот момент, когда он был отпущен со склада продавца (поставщика). Сумма расходов на транспорт в первичных документах должна быть выделена отдельно продавцом либо отдельной строкой, либо отражена в отдельном документе.Транспортные затраты по доставке товара формируются как прямые расходы организации. Величина расходов на транспорт данного периода, которые связаны с покупкой продукции (товара), распределяется на оставшуюся на складе продукцию (товар).В соответствии с договорными условиями в обязанности продавца включается доставка товара, а в обязанности покупателя – оплата затрат на транспорт, фактически произведенных поставщиком и не включенных в стоимость продукции (товара).

Право собственности на товар покупатель приобретает в тот момент, как приобретенная продукция окажется на складе покупателя

В данной ситуации, поставщик продукции (товаров) также оказывает покупателю транспортные услуги.

Доход, полученный от предоставленных услуг по транспортировке товара, отражается отдельно

Затраты на транспорт по доставке товара должны быть оплачены сверх стоимости продукции (товара). В связи с этим, сумма расходов на транспорт формирует прямые затраты у организации по транспортной доставке продукции (товара).

При доставке приобретенных товаров собственным транспортом организации, в затраты на транспорт включаются все расходы, необходимые для осуществления перевозки товаров, такие как:

  • расходы на горючесмазочные материалы;
  • затраты на заработную плату водителей транспортных средств и соответствующие им налоговые платежи;
  • расходы по проведению ремонта собственных транспортных средств;
  • амортизационные отчисления.

Все вышеперечисленные затраты необходимо учитывать в стоимость купленной продукции, приобретенных товаров.

Способ № 2.В стоимость купленной продукции транспортные расходы не включаются. При данном способе учета в течение месяца все расходы на транспорт собираются отдельно о цены приобретенной продукции, другими словами транспортные расходы фиксируются как отдельный вид затрат предприятия. При этом не имеет значение, перевозилась продукция собственным транспортом, третьим лицом – перевозчиком или поставщиком товара.

Данный способ учета для целей налогообложения предполагает, что в качестве прямых затрат необходимо учесть:

– стоимость купленной продукции, реализованной в отчетном месяце (налоговом периоде);

– затраты на транспорт, которые приходятся на реализованные в отчетном месяце товары. При этом, если продукция была доставлена собственными транспортными средствами предприятия, то затраты на доставку следует отнести к прямым расходам, которые связаны с ней непосредственно (аналогично первому варианту).

В бухгалтерском учете при втором рассматриваемом нами способе расходы на транспорт, обычно, отражаются на счете 44 «Расходы на продажу». Когда закончится месяц, по его итогам, часть расходов на транспорт, которая связана с реализованными в отчетном месяце товарами, следует списать в налоговом и бухгалтерском учете в уменьшение доходов отчетного месяца. В бухгалтерском учете эти затраты списываются со счета 44 на счет 90 «Продажи» (дебет 90 счета). Следует помнить о тех расходах на транспорт, которые не были списаны в предыдущих налоговых периодах, другими словами это часть расходов на транспорт, которая соотносится с остатками не реализованных товаров на начало отчетного месяца.

Методические указания по разделению затрат на транспорт в привязке к проданных и нереализованным товарам применима только для налогового учета. В бухгалтерском учете возможно использование любой другой методики, предварительно зафиксированной в учетной политике организации. Однако, какое-либо расхождение используемых методик по распределению затрат на транспорт в бухгалтерском и налоговом учете, даже незначительное, потребует здесь ведения двойного учета и учета временных разниц (ПБУ 18/02).

Рекомендация. С целью организации рационального ведения бухгалтерского и налогового учета целесообразно использовать в бухгалтерском учете способ деления транспортных расходов, который указан в НК РФ с целью расчета налога на прибыль торговой организации.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
(Москва)
(Санкт-Петербург)
(Федеральный номер)

Это быстро и бесплатно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *